Top.Mail.Ru

Допуски СРО: зачем нужны и кому выгодны

Кто надзирает и контролирует производство буровых работ? Кто решает, что одни могут вести работы на конкретном объекте, а другие нет? Кто отвечает за качество? В данный момент времени этим должны заниматься СРО. Но так ли это на самом деле?

Немного истории

История с допусками на производство работ началась очень давно. Так, лет 30 назад все буровые организации были государственными. Соответственно лицензии, допуски, когда они требовались, государство выдавало само себе. Можно сказать, что проблемы не существовало в принципе.

Потом началась эпоха свободного рынка, и государству стало не до того. А начиная с 1995 года, с распоряжения Правительства №775, Министерство природных ресурсов, в лице департаментов, стало выдавать на бурение скважин на воду лицензии. При этом требования к получающим были довольны просты - пакет учредительных документов, 5 специалистов в штате с профильным образованием и оплаченная госпошлина. Были еще требования по наличию спецтехники и метрологии, но полномочия на проверку их наличия у Министерства отсутствовали. Так что лицензии выдавались довольно просто.

В 2001 году вышел Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности, который гласил, что все ранее выданные лицензии утратили силу. И мы снова получили беспредел.

Далее в 2007 году приняли закон о саморегулируемых организациях. Правда, он не вполне работал. В 2009-ом вышел перечень видов работ, требующих допуска СРО от Минрегионразвития. Принятый 315-ый Федеральный закон редактируют до сих пор. К примеру, последние изменения были внесены весной 2018 года. Сейчас вступление в СРО регламентируется Гражданским кодексом, статьями 47, 51, 52, 55, и Федеральными законами №44, 223, 315, 372.

Что это означает? А то, что относительно бурения скважин на воду все это не работает. Ничего в перечнях четко не указано, кроме одного: чтобы бурить скважины, необходимо быть зарегистрированным как индивидуальный предприниматель или общество с ограниченной ответственностью. Иначе, согласно кодексу об административных нарушениях, того, кто занимается бурением, ждет штраф в 50 тысяч рублей или заключение по 171 статье УК.

Как работает СРО

Как организуются саморегулируемые организации? Для этого нужно собрать вместе несколько профильных организаций, хотя вступать туда им не очень-то и хочется. Получить от них заявление, зарегистрировать некоммерческую организацию, получить для нее статус СРО, зарегистрироваться в реестре и как бы начать работать под неусыпным оком Роспотребнадзора.

Но для осуществления надзора нужен офис и персонал. Соответственно, для этого взымаются членские взносы. А по факту оплачивается работа по коллекционированию копий бумажек.

Чтобы войти в ряды СРО нужно внести первоначальный взнос, порядка 100 тысяч рублей, плюс членские взносы от 5 до 15 тысяч рублей, не считая целевых взносов, проверок раз в год от СРО, которые стоят от 25 тысяч рублей. Также требуется еще страховой полис, порядка 25 тысяч рублей, раз в год, и возможно страхование ответственности. А на крупных объектах, или при работе с зарубежными партнерами, - сертификаты ISO.

А мы помним, что для создания водозаборного узла нам нужно 3 СРО, как минимум: проектировочное (потому что мы делаем проекты зоны санитарной охраны, поисково-оценочных работ, разработки месторождения), изыскательское (мы работаем с полезным ископаемым вода и его месторождениями) и строительное (мы строим водозаборные узлы и прокладываем трубопроводы). Нигде в списках работ, требующих допуска СРО, они напрямую не фигурируют, но все вместе вроде бы подпадает. Итого: чтобы просто проработать первый год, нужно внести от 100 до 300 тысяч рублей, и за первый год заплатить от 150 до 450 тысяч рублей. Суммарно порядка 850 тысяч рублей, причем вне зависимости от того, будет или нет работа и каков окажется эффект по окончании года.

Допустим, можно понять членские взносы. А вот как понять страхование, если сама идея состоит в том, что члены организации «сбрасываются в общаг» - компенсационный фонд, и в случае наступления какой-либо плохой ситуации из него выделяются деньги на возмещение материального вреда пострадавшим. По идее, это и есть страхование. Кроме того при работе требуется также страхование ответственности. Вопрос – зачем тогда нужно СРО?

То есть я, нормально работая, должен внести деньги за «косяки каких-то косячников»? Что, по меньшей мере, странно. Кроме того, когда деньги через суд выплачены, я должен еще и довнести сумму, чтобы фонд опять пополнился до нужного размера. А еще СРО должно как-то управляться, а компенсационный фонд должен где-то храниться. А из-за ошибок управления, или по другим причинам, он может быть просто утрачен, и станет необходимо его снова формировать.

Аккумулируют СРО денег немало. Если эти суммы просто положить на депозит, в месяц набегают неплохие проценты. При этом членам СРО они никогда не возвращаются, и с деньгами расставаться никто не хочет. Поэтому условия компенсации из компенсационного фонда строго ограничены - не у всех получилось их добыть.

Требования для вступления в СРО

Одно из требований – ряд специалистов на постоянной основе в штате. Причем, на практике, некоторые и не всегда нужны. Например, проектанты. Ведь в нормальных организациях уже давно все запроектировано. Но если этих специалистов в штате нет, вы не сможете участвовать в определенных видах работ. Поэтому появляются «мертвые души», или мастера, которые одновременно работают в 500 организациях.

Кроме того, СРО теперь должны быть региональными, а специалисты – квалифицированными и прошедшими переподготовку. Только вот где найти буровые компании, у которых есть нужное число специалистов, хотя бы по 100 сотрудников?

Качество работ

Рассмотрим и вопрос качества работ. Допускаем, что оно будет хорошим, если на объекте работают хорошие и компетентные специалисты. Им платят хорошую зарплату, они работают на хорошей технике и используют хорошие и правильные материалы. При этом, решая поставленную задачу, не ограничены во времени. Только такого в условиях конкуренции и свободного рынка не бывает.

А выбирают компанию на конкурсной основе. Даже частник, прежде чем заказать работу, звонит в несколько компаний. То есть стоимость работ диктуется покупателем и рынком. Соответственно все пытаются снизить себестоимость. А как СРО будут проверять качество работ? Как СРО проверят качество работы хотя бы одного бурового мастера? Напрашивающийся вывод – члены СРО это дойная корова, которую постоянно доят.

СРО не имеет никакого отношения к качеству производимых работ. Клиенту, от того, что организация является членом СРО, по итогу ни тепло, ни холодно. Отсудить все равно вряд ли что-то получится.

Тогда кому это нужно и выгодно? Явно ни клиенту и ни членам СРО. Невольно появляется мысль, что все это было организовано, чтобы перенаправить финансовые потоки из государственного кармана в неизвестно чей.

Возможно, СРО есть некая «дверь», через которую не могут появиться на рынке и участвовать в тендерных торгах мелкие организации, не дотягивающие по статусу. Но когда мы говорим о тендерах на большие объекты, вступает в силу еще ряд моментов, как то: банковские гарантии, резервирование денежных средств в размере 30% от стоимости контракта и прочие условия. Большие игроки действуют по иным правилам.

Подведем итог

Так можно ли работать без СРО? Да, возможно. На данный момент законодательство в беспорядке. Бурить можно без СРО, потому что государству все равно, как частник бурит скважину в своем частном доме, пока частники не начнут возмущаться в массовом порядке. Сейчас, при сумме до 3 миллионов, допуска не нужно. Но месторождений воды, соответствующим Санпину по ПДК, становится все меньше и меньше, питьевая вода переходит в техническую. Никто ничего не делает, и делать не собирается.

Так что единственное, что может конечный пользователь в данном случае, это набрать знаний и самому контролировать качество, объем производимых работ, качество используемых материалов, работать строго по договору и сам нести за всех ответственность.

* Хотите знать, как делают правильные скважины на воду на Складчатом Урале? Полная информация 


Наверх страницы